9/13/2014

III. Сны о Грузии // Dreams of Georgia

 Сегодня мне бы хотелось с вами поделиться душистой и высокогорной мечтой – побывать когда-нибудь в Грузии… Желание это пока неосуществимое, поэтому мне остаётся восхищаться богатейшей культурой этой страны издалека. А восхищаться есть чем! Я имею в виду не столько самобытность обрядов, музыки или архитектуры, сколько очарование грузинского кинематографа и фильмов о самой Грузии. Приведу в пример несколько фильмов, заодно самой себе предоставлю возможность лишний раз повосхищаться.

- Шантрапа / Shantrapa
Франция, Грузия (2010)

Сперва меня заинтересовало странно шумящее слово в названии фильма – «шантрапа», что это? Пройдоха, пустой, ненадёжный человек. Или просто художник. Фильм о самовыражении и о ненужности. Не о том самовыражении, которое построено на превосходстве над другими мастерами слова и дела. А о том, которое необходимо как воздух. 

Два мальчика и девочка дружили все детство, вместе искали приключений, потом выросли и продолжили плечом к плечу справляться с жизненными трудностями. То, как глубоко дышалось тогда, и пытается воспроизвести в своих фильмах режиссёр Николас. На него давят сверху идеологи, которые загоняют его творчество в рамки системы, безжалостно режут фильмы и порицают тем, что съёмочную группу решили премии лишь по его вине. Эдакий гадкий утёнок. Он решает попробовать свои силы во Франции, находит нужных людей, снимает фильм, но к концу показа в зале остаются лишь создатели фильма…

А может всё дело в желании «казаться», а не «быть»? Трагедия «тяжеловесных» личностей и творцов понятна – эти несчастные полагают, что если их талант невостребован лишь в этом окружении, что нужно сменить точку дислокации – тогда проблемам конец. Редко, но чудеса случаются. Николас после неудачи на своей родине и за границей будто бы сдался, вернулся в Грузию, и вот мы видим, как он отправляется на рыбалку с семьёй и друзьями. Но особенность фантазии художника в том, что именно она принимает за него все самые важные решения. Поэтому капитуляцию Николаса с русалкой за руку можно рассматривать и как его сценарий нового фильма, и как игру со зрителем, удивление которого своей сутуловатой фигурой у воды, появившейся перед титрами, выражает дед героя.  
//
At first I was interested in strange rustling word in the title of the film - "Shantrapa", what is it? Rascal, blank unreliable person. Or just an artist. The film is about self-expression and uselessness. Not about self-expression, which is based on superiority over other masters of word and deed. It’s about self-expression which is necessary as air.

Two boys and a girl were friends of their childhood, looking for adventure together, then rose and went shoulder to shoulder to cope with life's difficulties. How to breathe deeply then and tries to reproduce in his films, directed by Nicholas. Put pressure on him from the top ideologues that drive his work within the system, ruthlessly cut movies and decry the fact that the film crew decided to award only his fault. A kind of ugly duckling. He decides to try his hand in France, find the right people, making a film, but by the end of the show in the hall are only filmmakers ...

Or maybe the whole thing of wanting to "appear" rather than "to be"? The tragedy of "heavy" personalities and creators is clear - these poor believe that if their talent is unclaimed only in this context that the need to change the point of dislocation - then issues an end. Rarely, but miracles do happen. Nicholas, after setbacks in their homeland and abroad, as if resigned, returned to Georgia, and here we see how he goes on a fishing trip with family and friends. But the peculiarity of the artist's imagination is what it takes for him all the important decisions. Therefore surrender Nicholas with a mermaid's hand can be seen as his new film script, and as a game with the audience, surprise which his stooping figure of the water, appeared before the credits, the hero expresses his grandfather.

- Самая одинокая планета / The Loneliest Planet
США, Германия (2011)

Беспечная пара американцев в Грузии. Уже что-то настораживает, не правда ли? И название отдаёт каким-то ароматом «Обители зла»… А постеры такие солнечные и беспечные! Чего стоит один подозрительный звук, идущий фоном чёрному экрану в самом начале фильма… Ладно, не буду вас путать! 

Это как внезапно начавшееся перебрасывание «арбузного» мяча через забор, где не видно партнёра в игре – Алекс и Ника, оправившиеся в предсвадебное путешествие, так же получают вкусные и дружелюбные впечатления о диковинной стране. Борода Берналя и его спутница «Пеппи-Длинный-Чулок» сразу подкупают своей незамысловатостью, а пейзажные виды – своей красотой. Влюблённые общаются с местными жителями улыбками и жестами, спят в палатке, дурачатся – кажется, что фильм о любви. Но когда пара решает найти проводника в горы из района Кхеви, тот интересуется, сможет ли хрупкая Ника на своих плечах нести тяжёлый рюкзак. «Обо мне не волнуйтесь, я сильная» - случайно брошенная фраза определяет тональность всей картины. Бесконечное обыгрывание сочетания зелёных холмистых просторов и рыжих волос героини отлично рифмуется с шутками гида Дато. И ровно в середине фильма происходит встреча с тремя крестьянами, которая мгновенно меняет настроение фильма с мажорного на минорное. Одно порывистое движение Алекса рушит всё. Нам сразу становится всё ясно в отношениях пары, а долгое возвращение к потерянному взаимопониманию, занявшее вторую часть фильма, выходит неумелым и лишённым смысла – вряд ли по возвращении в США Ника с Алексом смогут забыть случившееся.
//
Carefree couple of Americans are travelling in Georgia. Is something alarming, is not it? And the title gives some flavor "Resident Evil" ... But posters are sunny! That there is a suspicious sound coming background of black screen at the beginning of the movie ... Okay, I will not confuse you!

It's like suddenly started throwing of "watermelon" the ball over the fence, where it is not visible partner in the game - Alex and Nicka, reeling in a pre-nuptial journey, just get a delicious and friendly impression of the outlandish country. Bearded Bernal and his companion "Pippi Long-stocking" at once impressively uncomplicated, and landscape views - its beauty. Lovers communicate with the locals with smiles and gestures, sleeping in a tent, be fooled - it seems that the film is about love. But when a couple decides to find a guide to the mountains of the region Khevi, he wondered whether the fragile Nick on his shoulders to carry a heavy backpack. "About me not to worry, I am strong" - casually tossed phrase defines the tone of the whole picture. Endless harping on the combination of green and hilly expanse of red hair heroine perfectly rhymes with jokes guide Dato. And exactly in the middle of the film there is a meeting with three peasants, which instantly changes the mood of the film from a major to a minor on. One abrupt action Alex destroys everything. We immediately becomes clear in the couple's relationship, and long to return to a lost understanding, took the second part of the movie comes out clumsy and devoid of meaning - is unlikely to return to the United States Nick and Alex will be able to forget what happened.

- Длинные светлые дни / Grzeli nateli dgeebi
Грузия, Германия, Франция (2013)

Кино о детстве всегда имеет на себе налёт ностальгии, поэтому обречено на успех. Часто с запахом завтрака от мамы, со вкусом первой сигареты, с сыростью ливня, который настигает, когда прогуливаешь школу. Именно об этом это кино. Фильм ни о чём и обо всём. Неустанно уходит от внимания тот факт, что события «Длинных светлых дней» разворачиваются в 1992 году, после установления независимости Грузии. Натия и Эка – подруги, но совсем разные по характерам. Судьба неуравновешенной и красивой Натии складывается согласно её нраву и внешности – хулиган Котэ крадёт её как невесту, не оставляя девушке выбора. Эка – молчаливая и глубоко переживающая в себе то, что её отец сидит за решёткой, по-другому встречает период зрелости. Подруги крайне редко появляются вместе в кадре, потому что ключ к пониманию общения девочек – в их отношениях с семьёй. Один из центральных и самых красивых моментов фильма – это сольный танец Эки на свадьбе Натии, длящийся полноценные три минуты. Она в конце фильма решает-таки навестить отца – это серьёзное намерение ставит точку в эпохе её «детство».
Если бы действие «Grzeli nateli dgeebi» происходило в России, фильм оказался бы посредственным. Ссоры подростков с семьёй, отношения с противоположным полом, оружие – всё будто является атрибутами повзрослевшей Валерии Гай Германики. Но картине суждено было появиться именно на грузинской киностудии, чтобы показать колорит и эмоциональность этой нации.
Оружие, случайно оказавшееся в руках подруг, не подчиняется традиционным законам театра – это «ружьё» со стены не выстрелит в последнем акте пьесы. Пистолет оказывается символом взросления, пацифизма. В самом важном война оказывается правой – в принятии решения непротивлению злу насилием.
//
Movie about a childhood is always bears the plaque of nostalgia, so doomed to success. Often with the smell of breakfast from mom, tastefully first cigarette, dampness rainfall that reaches when you skipping school. That's what this movie is. The film is about anything and everything. Relentlessly attention away from the fact that the events of the "Long light days" takes place in 1992, after the establishment of the independence of Georgia. Natia and Eka – are friends, but very different in characters. The fate of the unbalanced and beautiful Natia develops according to her liking and appearance – bully Kote steals her as a bride, leaving no choice of girl. Eka - silent and deeply felt in herself that her father is in jail, otherwise meets the period of maturity. Girls rarely appear together in the frame, because the key to understanding the communication of girls – is in their dealings with the family. One of the central and most beautiful moment of the film - a solo Eka’s dance at the Natia’s wedding, lasting full three minutes. She is decides to visit her father at the end of the film - it is a serious intention to put an end to the era of her "childhood".

If the action «Grzeli nateli dgeebi» took place in Russia, the film turned out to be mediocre. Quarrels adolescents with family, relationships with the opposite sex, weapons - everything is like attributes of matured Valeria Gai Germanicus. But the film is destined to be on the Georgian Film Studio to show the color and emotion of this nation.

Weapon, happened to be in the hands of friends, does not obey the traditional laws of the theater - a "gun" from the wall will not fire in the last act of the play. The gun is a symbol of growing up, pacifism. In the most important war is right - in the decision to non-resistance to evil.

Комментариев нет:

Отправить комментарий